Срочная информация:

у нас появился раздел мебельные фабрики

Кресла-качалки в салонах Екатеринбурга Акция от Лорена-Кухни

Главная | Статьи | Раздел «Мебель для учебных заведений» | Мебель для учебных заведений в каталоге

Школьная мебель

В статье рассматриваются требования и критерии, тенденции развития промышленного производства школьной мебели, а также проблемы, с которыми сталкивается каждый руководитель при ее приобретении.

Производство учебной мебели -— это наукоемкий и высокотехнологичный процесс, доступный только специализированному предприятию, а не любой мебельной фабрике и тем более мелкой мастерской.

Надежность, долговечность, травмобезопасность, современный дизайн — эти качества достигаются только при использовании современных технологий и технологического оборудования класса — «профессиональный», отвечающего лучшим мировым стандартам. Также необходимо свести до необходимого минимума количество посредников в цепочке «производитель-потребитель».

На сегодняшний день основным нормативным документом, регламентирующим требования к учебной мебели является пересмотренный и обновленный — ГОСТ 22046-02 «Мебель для учебных заведений. Технические условия», вступающий в силу с 1 июля 2003 года. Кроме этого, типы, функциональные размеры и требования к учебной мебели определены в следующих ГОСТах: ГОСТ 5994 — 93 Парты.

Школьная мебель в Екатеринбурге

Таблица ГОСТов на школьную мебель. Типы и функциональные размеры

ГОСТ Описание
ГОСТ 18607 – 93 Столы демонстрационные. Типы и функциональные размеры.
ГОСТ 18313 – 93 Столы для учителя. Типы и функциональные размеры.
ГОСТ 22361 – 95 Подставки для технических средств обучения. Типы и функциональные размеры.
ГОСТ 20064 – 86 Доски классные. Общие технические требования.
ГОСТ 22359 – 95 Стулья для актовых залов. Типы и функциональные размеры.
ГОСТ 18666 – 95 Шкафы для учебных пособий. Типы и функциональные размеры.
ГОСТ 22360 – 95 Шкафы демонстрационные и лабораторные вытяжные. Типы и функциональные размеры.
ГОСТ 20902 – 95 Столы обеденные школьные. Типы и функциональные размеры. 
ГОСТ 19550 – 93 Столы ученические для кабинетов иностранного языка. Типы и функциональные размеры.
ГОСТ 19549 – 93 Столы ученические для черчения и рисования. Типы и функциональные размеры.
ГОСТ 18314 – 93 Столы ученические лабораторные. Функциональные размеры.
ГОСТ 23381 – 83 Стулья ученические деревянные и на металлическом каркасе. Методы испытаний.
ГОСТ 23380 – 83 Столы ученические деревянные и на металлическом каркасе. Методы испытаний.
ГОСТ 11016 – 93 Стулья ученические. Типы и функциональные размеры.
ГОСТ 11015 – 93 Столы ученические. Типы и функциональные размеры.

Эти документы отражают следующие общие критерии и требования, предъявляемые к учебной мебели:

  • педагогические;
  • санитарно-гигиенические;
  • эргономические
  • производственно-экономические;
  • архитектурно-художественные.

1. Учебная мебель, отвечающая всем выше перечисленным требованиям должна гарантированно сохранять свои функциональные и качественные характеристики в течение длительного срока

эксплуатации:

  • стол ученический - не менее 10 лет,
  • стул ученический - до 5 лет,
  • шкафы для учебных пособий – не менее 20 лет.

2. В основе правильной комплектации школ мебелью является наличие необходимых комплектов ученической мебели по группам в соответствии с фактическим распределением детей (особую важность это имеет в начальной школе).  Соответствие номера ростовой группы - росту ребенка и параметрам ученической мебели приведены на рисунке №1. Неправильная посадка ученика вызывает нарушения отраженные на рисунке № 2.  Выполнение данных требований обеспечивается приобретением разноростовой мебели в соответствии с приведенной таблицей на рисунке №1 или мебели, регулируемой по высоте.

3. Требования обеспечивающие безопасное нахождение в школе – травмобезопасность учебной мебели.

Травмобезопасность изделий обеспечивается следующими элементами в ее производстве:

  • закругление углов столешниц на всех типах столов,
  • применение в окантовке столешниц пластиковой кромки ABS,
  • использование круглого профиля труб для каркаса стола,
  • использование механизма регулировки опор стола и шкафов по неровности пола,
  • повышенная устойчивость конструкции стола и стула.

4. В целях удобства транспортировки учебная мебель, чаще всего, поступает в разобранном виде. Следует отметить, что сборка мебели является важным этапом производственно – технологического цикла. От качества выполнения этой операции во многом зависит долговечность изделия. Желательно, чтобы сборку изделия производили специалисты.

5. При оснащении специальных кабинетов, таких как химия, физика, биология, компьютерные и лингафонные классы необходимо использовать специализированную мебель. Особое внимание следует обратить на соблюдение правил технической безопасности и санитарно - гигиенических норм.

6. Ремонт учебной мебели (при необходимости) должен производится специалистами с сохранением всех качеств изделия, заложенных при производстве предприятием – изготовителем.

В деле улучшения условий обучения важное место занимает вопрос оснащения школ мебелью. Для обеспечения работоспособности, правильного физического развития, профилактики нарушения осанки и зрения у детей и подростков, большое значение имеет использование школьной мебели, соответствующей гигиеническим требованиям.

В процессе учебных занятий организм учащегося испытывает статическую нагрузку, обусловленную необходимостью длительное время сохранять вынужденную рабочую позу. Эта нагрузка резко увеличивается в случае неправильного устройства мебели, несоответствия ее размеров росту и пропорциям тела учащихся. Возникают условия, способствующие нарушению осанки, развитию близорукости и ее прогрессированию.

Гигиенические требования, предъявляемые к школьной мебели, в первую очередь, касаются ее размеров. Специальными измерениями установлено, что средние величины отдельных параметров тела, которые служат для нормирования основных размеров мебели и их соотношений, при колебании роста детей и подростков в пределах десяти – пятнадцати сантиметров существенно не разнятся. С 1972 года для школьников принята ростовая шкала с интервалом в 15 сантиметров. В соответствии с этой шкалой изготовлялись столы, стулья и парты пяти групп – А, Б, В, Г, Д. При пересмотре стандартов на школьную мебель в 1986 году, в связи с разработкой стандартов СЭВ на ученические столы и стулья (СТ СЭВ 5418 – 85, СТ СЭВ 5419 – 85) и введением обучения детей с шестилетнего возраста, была введена новая нумерация ростовых групп (шесть номеров) и цветовая маркировка изделий, соответствующая мировому стандарту ИСО 5970 «Мебель. Столы и стулья для учебных заведений». В 1992 году Государственные стандарты «Мебель школьная. Функциональные размеры» (ГОСТ 11015, ГОСТ 11016, ГОСТ 5994, ГОСТ 18314, ГОСТ 19549, ГОСТ 19550, ГОСТ 22359, ГОСТ 18313, ГОСТ 18607 и др.) были еще раз пересмотрены и подтверждена необходимость шести ростовых номеров. С 1994 года проводится обязательная сертификация школьной мебели.

Маркировка школьной мебели

Парты, столы и стулья, изготовленные в соответствии с ГОСТами, должны иметь числовую и цветную маркировки. На нижних поверхностях крышки стола и сиденья стула, на внутренних поверхностях крышки и сидения парты наносится обозначение номера мебели (в числителе) и диапазон роста школьников, для которых мебель предназначена (в знаменателе).

Например:

___2_______ ____4_____

115-130 см 145-160 см

Цветовая маркировка мебели наносится на обеих сторонах стола (парты), стула в виде круга диаметром не менее 10 мм или горизонтальной полосы размером не менее 10х15 мм (табл.1) и должна быть видна со стороны прохода между рядами.

Расстановка школьной мебели

Впереди каждого ряда ставят мебель меньших номеров (например, №2), за ним больших номеров (например, №3, №4). Первыми во всех трех (четырех) рядах ставят мебель №1, вторыми №2 или группы А, третьими №3 или группы Б. При необходимости поставить мебель большего номера, ближе к доске, ее следует размещать только в крайних первом или третьем (четвертом) рядах. Рабочие места в учебных кабинетах за первыми или вторыми столами (партами) в любом ряду отводятся школьникам со значительным снижением остроты слуха (разговорная речь

воспринимается от 2 до 4 м, а шепотная от 0,5 до 1 м). Школьникам с пониженной остротой зрения отводятся места ближе к окну за первыми столами (партами), где наиболее благоприятные условия освещения естественным светом. При хорошей коррекции остроты зрения очками, школьники могут сидеть в любом ряду. Школьникам с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон.

Номера мебели ГОСТы 11015-93

11016-93

Группа роста, мм

Высота края крышки стола обращенного к ученику, над полом по ГОСТу 11015-93, мм

Высота переднего края сидения над полом по ГОСТу 11016-93, мм

Цвет маркировки ГОСТы: 11015-93, 11016-93, 18314-93, 19549-93, 22359-93, 19550-93, 5994-93

1

1000 - 1150

460

260

Оранжевый

2

1150 - 1300

520

300

Фиолетовый

3

1300 - 1450

580

340

Желтый

4

1450 - 1600

640

380

Красный

5

1600 - 1750

700

420

Зеленый

6

Свыше 1750

760

460

Голубой

Не менее 2-х раз в год школьников, сидящих в крайних первом и третьем (четвертом) рядах, меняют местами, не нарушая соответствия номеров мебели росту учащихся. Это необходимо для профилактики осанки и зрения. Размеры проходов и расстояния между оборудованием в учебных помещениях в см. устанавливаются следующими:

а – между рядами двухместных столов, не менее 60;

а1 – между рядами одноместных столов, не менее 50;

б – между рядами столов и наружной продольной стеной, не менее 70 ( в зданиях из кирпича и местных материалов, не менее 50);

в – между рядами столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль стены, не менее 70 (в зданиях из кирпича, не менее 50);

г – от передней стены с классной доской до передних столов всех рядов при трехрядной и для средних рядов при четырехрядной расстановке двухместных столов 170 – 200, а в лабораториях (при наличии демонстрационного стола, не менее 225);

д – от передней стены с классной доской до первых двухместных столов в крайних рядах при четырехрядной расстановке, не менее 225;

е – от задних столов до задней стены (перегородки), не менее 65, а если стена является наружной, не менее 100;

е1 – от задних столов до шкафов, стоящих вдоль задней стены, не менее 80, а при устройстве входа в учебное помещение со стороны задних столов, не менее 120;

ж – между столами в ряду, не менее 50;

з – между столом учителя и передней стеной, не менее 65;

и – от демонстрационного стола до классной доски, не менее 100;

к – между столом учителя и первым столом учащихся, не менее 50;

у - угол видимости доски (от края доски длиной 3 метра до середины крайнего места учащегося за передним столом) принимается в первых классах и лабораториях, не менее 45 градусов, во втором – четвертом классах 40 градусов, в кабинетах других классов, не менее 35 градусов.

Измерение роста школьников

Рост школьников измеряют в обычной обуви ростомером или специальной рейкой длиной 2м. На одной стороне рейки наносят деления с интервалом 15 см, начиная со 100 см. В промежутках между делениями проставляют номера (группы) мебели. Если используются данные роста школьников, имеющиеся в медицинских картах, то в этом случае к показателю роста прибавляют 2 см на обувь.

Учитель, классный руководитель или заведующий кабинетом, с учетом полученных данных о росте школьников, рассаживает их за парты или столы соответствующего номера (группы). Рекомендуется в каждом учебном помещении рядом с дверью иметь цветную мерную линейку, на которую наносятся соответствующие номерам (группам) мебели цветовые полосы шириной 15 см. Для номеров соответствуют: оранжевая - при высоте 100-115 см от пола, фиолетовая – 115-130 см, желтая – 130-145 см, красная – от 145 до 160 см, зеленая – от 160 до 175 см, голубая – от 175 до 190 см.

Данные о дате измерения роста, номере (группе) мебели, состоянии зрения и слуха школьников заносятся в классный журнал. Каждый школьник должен знать цвет маркировки, соответствующий его росту. Для облегчения рассаживания школьников 1-х – 4-х классов рекомендуется в начале каждого учебного года заполнять лист здоровья. Лист подписывается классным руководителем и школьным врачом, утверждается директором школы и должен являться действенной формой контроля за правильным использованием школьной мебели.

Правильный подбор парт, столов, стульев

Классы и учебные кабинеты должны оборудоваться мебелью двух или трех ростовых групп в соответствии с ростом школьников в разных классах (таблица 2).

Таблица 2. Примерное распределение школьников 1-11 классов по группам роста и номерам мебели, в %

Группа роста, см

Номер (группа) мебели

1 кл.

 

2 кл.

3 кл.

4 кл.

5 кл.

6 кл.

7 кл.

8 кл.

9 кл.

10 кл.

11 кл.

110-150

1

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

115-130

2 : А

75

70

40

 

 

 

 

 

 

 

 

130-145

3 : Б

 

30

60

80

70

35

 

 

 

 

 

145-160

4 : В

 

 

 

20

30

65

80

50

30

 

 

160-175

5 : Г

 

 

 

 

 

 

20

50

70

80

80

Свыше 175

6 : Д

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

20

При наличии в школе парт и комплектов учебной мебели ( столов и стульев), изготовленных по ГОСТ 5994-79, ГОСТ 11015-77, ГОСТ 11016-77. В первых классах следует расставлять мебель из расчета 80% группы А и 20% группы Б. Распределение школьников по принятым в настоящее время группам роста из года в год меняется мало. Зная число параллелей каждого класса и пользуясь таблицей 2 можно определить примерную потребность школы в мебели разных номеров (групп).

Учебные помещения для школьников начальных классов рекомендуется оборудовать партами по ГОСТ 11015-93 (11015-86) в комплекте со стульями ГОСТ 11016-93 (11016-86). Запрещается использовать в классах и кабинетах табуреты и другую мебель без спинки, а также не соответствующую стандартам на школьную мебель.

Крышка стола должна иметь приспособление для установки ее горизонтально и под углом от 7 до 16 градусов. При необходимости организации занятий в две смены в учебных помещениях, занятых в 1-й и 2-й смене, должны размещаться учащиеся, смежных по возрасту классов, например, 3-е и 4-ые. При этом в помещении, предназначенном для 3-их и 4-ых классов, расставляются 2-3 парты второго номера или группы А, 11-15 - №3 или группы Б и 1-2 - №4 или группы В, что позволит рассадить большинство детей и в 3-ем и в 4-ом классе в соответствии с их ростом.

Таблица 3. Ориентировочное распределение парт двухместных (двухместных комплектов ученических) в начальных классах, в шт.

Номер (группа) мебели

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1-

4/6

-

-

-

2 : (А)

11/14

10/14

7/9

-

3 : (Б)

-

5/6

8/11

12/16

4 : (В)

-

-

-

3/4

Примечания:

  1. В числителе указано количество двухместных парт (комплектов ученических) при наполняемости 30 человек, в знаменателе – 40.
  2. Комплект ученический состоит из стола двухместного и 2-х стульев соответствующих ростовых групп.
  3. При оборудовании учебных помещений одноместными столами количество комплектов удваивается.

Учебные кабинеты для школьников 5 – 11-ых классов оборудуются двухместными комплектами (стол ученический по ГОСТ 11015-93 и два стула ученических по ГОСТ 11016-93). Оборудовать учебные кабинеты мебелью в соответствии с ростом учащихся возможно лишь при наличии раздельных кабинетов для учащихся разных возрастных групп. Поэтому при всех школах необходимо оборудовать учебные кабинеты с учетом возрастного состава школьников, выделяя кабинеты для учащихся 5 – 6-х классов. Это необходимо в связи с особенностями роста и развития 10-11 летних детей и особенно важно для таких предметов, как родной язык, литература, математика, по которым уроки проводятся во все дни недели.

Кроме кабинетов родного языка и литературы, математики, комплектами ученическими двухместными оборудуются кабинеты иностранного языка, истории, географии, методические кабинеты по основам производства. При оборудовании кабинетов физики, химии и биологии используются двухместные ученические лабораторные столы номеров 4, 5 и 6 ГОСТ 18314-93 или групп В, Г, Д по ГОСТ 18314-73, кабинетов изобразительного искусства и черчения специальные одноместные столы номеров 4, 5 по ГОСТ 19549-93 или групп В и Г по ГОСТ 19549-74 в комплекте со стульями для учащихся соответствующих ростовых групп.

Таблица 4. Ориентировочноераспределение ученическихдвухместных комплектов в учебных кабинетах, в % 

Номер (группа) мебели

5-6 кл

7-9 кл

6-11 кл

5-11 кл

7-11 кл

10-11 кл

3 : Б

50

-

-

20

-

-

4 : В

50

50

50

40

40

-

5 : Г

-

50

40

30

50

80

6 : Д

-

-

10

10

10

20

Таблица 5. Ориентировочное распределение лабораторных столов и столов для черчения и рисования в комплекте со стульями в учебных кабинетах, в %

Номер (группа) мебели

Кабинет физики

Кабинет химии

Кабинет биологии

Кабинет изобразительного искусства и черчения

4 : В

30

30

50

80

5 : Г

60

60

40

20

6 : Д

10

10

10

-

Рабочая поза школьника и ее формирование

Важно не только обеспечить рабочее место, соответствующее росту школьника, но и приучить его сохранять во время учебных занятий наименее утомительную позу - сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и голову, ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе. Углы, образуемые голенью и бедром, плечом и предплечьем, должны быть не менее 90 градусов. Размеры и соотношения основных частей ученического стола и стула (парты) устанавливаются на основании специальных антропометрических исследований школьников.

Для определения высоты сидения в качестве величины принята средняя длина голени со стопой в обуви; рассчитывая глубину сиденья, исходят из неполной средней величины длины бедра школьников. Посадка учащихся устойчива и менее утомительна, площадь опоры достаточна, если глубина сиденья предусматривается не менее 2/3 и не более ? длины бедра, а профиль сиденья соответствует форме бедра и ягодиц.

У каждого стула (скамьи) обязательно должна быть профилированная спинка, которая используется школьниками как дополнительная опора. В школьной мебели обязательно должно быть выдержано правильное соотношение основных элементов: крышки стола, сиденья и спинки стула (скамьи). Эти соотношения нормируются величинами дифференции, дистанции сиденья и дистанции спинки.

Расстояние (по вертикали) от края стола, обращенного к ученику до сиденья – дифференция – равно разности высот сиденья и локтя свободно опущенной руки сидящего школьника с добавлением 5.0 – 6.0 см. Заниженная или завышенная дифференция вынуждает школьника опускать или поднимать правое плечо во время письма, что приводит к ассиметрии тела и искривлению позвоночника, а также к недопустимому сокращению или увеличению расстояния от глаз до книги (тетради).

Расстояние (по горизонтали) от края крышки стола до спинки стула (скамьи) – дистанция спинки – оказывается оптимальным, если оно не превышает передне-задний диаметр туловища школьника более чем на 5 см. При завышенной дистанции спинки школьник лишен возможности использовать спинку стула (скамьи) как дополнительную опору: центр тяжести туловища по отношению к точке опоры смещается вперед. При недостаточной дистанции спинки школьник оказывается «зажатым» между крышкой парты и спинкой скамьи : рабочая поза становится неудобной, статическая нагрузка увеличивается, утомление прогрессирует, работоспособность падает.

Расстояние (по горизонтали) между краем крышки стола и краем сиденья – дистанция сиденья (скамьи) – должно быть только отрицательным (не менее 4 и не более 8 см). При нулевой и особенно положительной дистанции школьник, для правильного размещения предплечья на столе, вынужден тянуться вперед: рабочая поза становится неудобной, создаются условия, усугубляющие статическую нагрузку и формирующие утомление.

Воспитывать правильную посадку у школьников необходимо с первых дней посещения школы; для обучения школьников первых классов следует выделить специальный урок. Учитель обращает внимание на подбор мебели, соответствующей росту ученика, по цветовой маркировке одинаковой для стола и стула, демонстрирует таблицу «Правильно сиди при письме». После рассмотрения школьниками таблицы учитель спрашивает, как ученик (ученица) держит голову, руки, как опирается на спинку парты (стула), где находятся ноги; обращает внимание на то, что сидение стула должно заходить за край стола.

Стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась ладонь. Далее учитель предлагает школьнику сесть за парту (стол), соответствующую его росту так, как это показано на таблице, еще раз объясняет как надо держать голову, плечи, руки и т.д. и подчеркивает, что нельзя опираться грудью о край парты (стола) и что расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться длине предплечья от локтя до конца пальцев. Руки на столе (парте) лежат свободно: на тетради лежит правая рука и пальцы левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол. При письме школьник опирается о спинку парты (стула) поясницей, при объяснении учителя - сидит более свободно, опираясь о спинку парты (стула) не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины. Учитель после объяснения и показа правильной посадки просит школьников всего класса сесть правильно и, обходя класс, поправляет в случае необходимости их позу. При чтении и письме, расстояние от глаз до книг (тетрадей) должно быть в пределах 26-35 см.

Таблицу «Правильно сиди при письме» следует поместить в классе, чтобы школьники всегда имели ее перед глазами. Вместе с тем, школьникам необходимо показать таблицы, демонстрирующие дефекты в осанке, возникающие в результате неправильной посадки. Выработка определенного навыка достигается не только объяснением, подкрепленным показом, но и систематическим повторением. Для выработки навыка правильной посадки учитель должен повседневно контролировать правильность позы школьников во время занятий, особенно в течение первых трех-четырех лет обучения в школе, когда у них формируется этот навык. Об этом не следует забывать и в последующие годы обучения.

Таблица 6

Размер

№ 1

№ 2

№ 3

№ 4

№ 5

№ 6

Высота сиденья h5

260

300

340

380

420

460

Ширина сиденья В3

250

270

290

320

340

460

Эффективная глубина сиденья t4 (допускаемое отклонение минус 20)

260

290

330

360

380

400

Высота нижнего края спинки над сиденьем h6

120

130

150

160

170

190

Высота верхнего края спинки над сиденьем h7 не более

250

280

310

330

360

400

Высота линии перегиба спинки w не более

160

170

190

200

210

220

Ширина спинки В4 не менее

250

250

250

280

300

320

Радиус изгиба переднего края сиденья R1

20 - 50

Угол наклона сидения б

0 – 4 градуса

Угол наклона спинки В

95 – 106 градусов

Радиус спинки в плане R2 не менее

300

При расстановке изделий школьной мебели или их перемещении максимальная физическая нагрузка на одного учащегося 1-го класса должна составлять 2 кг; на учащегося 2-5-го классов 3 кг; на учащегося 5-9-го классов 6 кг, на учащихся 10-11-х классов – 9 кг для девушек и 15 кг для юношей. Все электрические подводки к лабораторным столам учащихся, столам учителя и демонстрационным столам, как наружные, так и внутренние, должны осуществляться в металлических заземленных трубах или в металлорукавах. Напряжение в розетках на ученических столах, в лабораториях и других учебных помещениях не должно превышать 42 В.

При монтаже сантехнической разводки трубопроводы технологического оборудования должны иметь следующие цветовые маркировки:

А) Холодная вода – зеленая;

Б) Канализация – красно-коричневая.Мебель изготавливаемая по разовым заказам или силами школ для их оборудования, должна соответствовать требованиям действующих на нее государственных стандартов. При изготовлении изделий школьной мебели, на которую государственных стандартов не имеется, рекомендуется руководствоваться «Исходными требованиями на проектирование набора мебели для оборудования учебных и других помещений общеобразовательных школ», разработанных НИИ школьного оборудования и технических средств обучения Академии педагогических наук СССР иЦНИИЭП учебных зданий Государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР (М., 1982 г.) и исходными требованиями на школьную мебель (код «шк-95») ИОСО РАО.

Источник: Справочник руководителя образовательного учереждения

показов: 31896

Мебель для учебных заведений в каталоге


Поделиться с друзьями

 




Ваш блокнот

Кликайте в блокнот на понравившихся товарах и компаниях и потом сможете посмотреть их на одной странице.
  • Идёт загрузка...

    Мы «ВКонтакте»